понедельник, 21 июня 2010 г.

Символизм 1 градуса - Вольный Каменщик

Символизм 1 градуса - Вольный Каменщик

1. Значимость символизма в масонстве.

Тема символизма в литературе – весьма популярна. В эзотерике, психологии в других отраслях знания этой теме посвящено немало работ. И тем более исследование проблем масонства не может не касаться в той или иной степени символических аспектов. В этой связи само масонство можно рассматривать как особо нравственную систему, укрытую аллегориями и открывающуюся в символах Совершенно справедливо отмечает Бокс: отнимите у масонства его символы – останется внешняя шелуха, а ядро, основа уйдет. Тот, кто слышит в масонстве только слова, совершенно пропускает их значение. Многослойность идей в масонстве, переплетение в нем нравственных, философских и исторических аспектов не может не приводить к особой значимости символизма. Каждый символ в братстве для каждого вольного каменщика по мере его духовного развития открывает все новые и новые значения. И именно духовное развитие является обязательным для продвижения в познании масонского символизма. Это обуславливает тот непреложный факт, что недостаточно прочитать и усвоить работы о символизме. Только собственная духовная работа превращает внешне усвоенное знание в истинное постижение смыслов, заключенных в символизме масонства. Истина не в словах, которые услышит или прочтет новопосвященый масон. Истина не в словах, она – в сущностей вещей. Лишь молчание, а точнее молчаливое и терпеливое познание способно дать нам возможность услышать тихий голос сущностей. Именно поэтому, на мой взгляд, ученику по масонской традиции полагается сохранять молчание на работах в ложах. И не случайно – масон начинает продвижение к истине, складывая по слогам.

Символизм пронизывает все ткани масонства. Символами являются не только предметы, но и жесты, предметы и ритуалы масонства. Можно разделить символы на несколько типов.

Первый тип – это традиционные религиозные символы (сияющая Дельта, храм Соломона, Йод и многое другое). Второй тип – символы герметической философии (Земля, воздух, вода, огонь, знаменитая абревиатура розенкрейцеров: VITRIOL – посети внутренность Земли и, очистившись, ты найдешь сокровенный камень. Постепенное вовлечение масона в герметическую философию приводит все более полному освоению подобной символики на пути духовного искания. К третьему типу символов можно отнести инструменты вольных каменщиков: угольник (прямота), циркуль (мудрость) и т.д. Еще один тип символов связан с ритуалами – в них заключен не только нравственный и философский смысл, но я убежден, в них сокрыты в виде аллегорий важные эпизоды из истории масонства. Отсюда возрастает значимость соблюдения ритуалов и наша моральная ответственность перед прежними и будущими поколениями масонов. Если мы изменим наши ритуалы, мы постепенно потеряем смысл, скрытый ы древних фразах, которые повествуют откуда и куда мы идем.

2. Символизм в посвятительской инициации 1 градуса.

Знакомство с символизмом для будущего масонства начинается еще на этапе первого соприкосновения с деятельностью вольных каменщиков. Для посвященнных вольных каменщиков он – профан. И хотя внешний смысл этого слова широко известен, следует остановиться на небольшом его анализе. Профан («Pro» и «Fanum») в переводе означает вне храма. Он не допущен в храм, он не только не допущен до света, но и лишен возможности прикоснуться к благодати и встать на путь познания истины.

В этой связи хотелось обратить внимание на известный термин - дарование света. За этим символом стоит не окончание, а лишь начало духовного поиска. Дарование света – это открытие в недавнем профане духовного света, т.е. Божественной Истины, Истины Бога и Души.

Вся процедура инициации профана – это путь интуитивного восприятия нового смысла действительности, и для этого используется символизм, универсальный язык для любого человека. Инициация дает единственную возможность для того, чтобы прийти к истинному познанию. Цель инициации – поиск утраченного слова. За этим терминов вновь лежит глубокая символика. Утраченное слово это не только утраченный секрет, это нечто гораздо большее. Это возврат человека к своей изначальной сущности.

Отсюда и другое понимание еще одного символа – веревки на шее профана. Символизм заключается не только и не столько в том, что в храм пришел нищий духом человек, находящийся во тьме собственного поиска, которому грозила казнь. Веревка здесь выступает еще символом пуповины, которая связывает профана с материальным миром. Вступая в братство, новопосвященный порывает с прежним низменным материальным миром для того, чтобы начать свой долгий путь поисков в духовном мире.

Большим символизмом наполнен и другой аспект инициации – лишение металлов. Это не только начало науки милосердия к другим. Это - символ отрешенности от все мирского и материального. Только так и не иначе, возможно продвижение к духовному свету. Именно это обстоятельство является причиной необходимости повторного посвящения профана, в том случае, если при нем во время посвящения оказались металлы.

И наконец, знак к порядку, с которым знакомят вновь посвященного. Это не только символ необходимости сохранять дарованную ему тайну. Иначе этот жест скорее был бы связан с выходом из храма, а не в период нахождения в нем. Знак к порядку - это постоянное напоминание брату о его обязанностях масона, которые, конечно, не ограничиваются только хранением вверенных ему секретов.

Следует отдельно остановиться на клятве новопосвящаемого. В клятве указывается на такие наказания, как перерезать горло, вырвать язык, разорвать грудь и т.д. Каждому изначально понятно, что масоны никогда не применяли подобные наказания для тех, кто нарушал тайну, а таких, к сожалению, в истории масонства было немало. Символизм этих слов станет понятен, если не попытаться проникнуть в историческую аллегорию одного из эпизодов истории ордена, из недр которого вышли масоны. В средние века перечисленные наказания были довольно распространены для таких преступлений, как воровство из храма, раскрытие царских или воинских секретов и т.д.

В этой связи становится понятной и другая часть клятвы. В английской редакции нарушивший клятву будет похоронен на полосе прилива и отлива. Если вновь обратиться к средним векам, то похоронить на неосвященной земле – означало страшный конец для суеверных людей, это предполагало вечное проклятие. Точно также, быть похороненным в земле, которая никому не принадлежит (между высшей точкой прилива и низшей точкой отлива) – означало духовную смерть.

3. Символизм убранства ложи.

Общеизвестна символика ложи как храма. Зачастую масоны используют эти два слова как синонимы. Но символизм слова храма здесь еще и в другом, это единство целого и частного в восприятии храма как модели мира и его философии. Форма ложи – прямоугольник, в длину с Востока на Запад, в ширину – от Севера до Юга, в глубину - от земной поверхности до ее центра, в высоту – от земной поверхности до небес. Такие глобальные размеры ложа имеет для того, чтобы свидетельствовать о вселенском характере Царственной науки, а также о том, что масонское милосердие не должно знать иных пределов, кроме долга. Ложа стоит на святой земле потому, что 1-я ложа была освящена великими жертвами Авраама, Давида и Соломона.

Существует несколько причин, почему ложа расположена с Востока на Запад. Солнце, которое символизирует славу Господа, восходит на Востоке. Истинное духовное знание также зародилось на Востоке. И, наконец, масоны берут свое начало от рыцарей-крестоносцев, которые стремились в своем духовном порыве на Восток.

Свод ложи поддерживают 3 великих колонны:
Мудрость – чтобы способствовать деяниям масонов;
Сила- поддерживать их в невзгодах;
Красота – освещать их внутренний мир.
Вместе с тем , это колонны поддерживают макет Вселенной, где Мудрость Бога - бесконечна, Сила Его – всеобъемлющая, а Красотой - проникнуто все сущее.
Над ложей - покров звездного неба, которым короновал Себя Господь, а Солнце и Луна – Его посланцы Воли и Истины.

В ложе 3 великих светоча - Книга Законов, Циркуль и Наугольник и 3 малых светоча, - Дельта, Солнце и Луна, о которых уже упоминалось. Символизм этих светочей настолько велик, что требует отдельного анализа, и потому я не стану останавливаться на их подробном рассмотрении.

Любопытна символика мозаичного пола, который как и многое другое в масонстве, связан с различными аллегориями. Это, несомненно, олицетворение добра и зла, с которыми мы сталкиваемся на своем жизненном пути. Но с другой стороны, не стоит забывать, что знамя тамплиеров состояло из двух полос – черного и белого цвета. При входе в масонский храм стоят две колонны – Якин и Боаз ( в пространном переводе означает установка и твердость в силе). Но не стоит забывать, что на верху колонн располагаются и две сферы – земная и небесная. Герметические толкования единства земной и небесной сферы общеизвестны и потому хотелось бы указать на то, что расположение этих сфер при входе в храм означает призыв обратить свой взор к изучению герметического знания.

В храме расположены 6 сокровищ:
3 движимых сокровища – наугольник, отвес и уровень;
3 недвижимых сокровища – отесанный и неотесанный камень и чертежная доска. Символизм этих предметов требует также отдельного рассмотрения.

Символизм 1-го градуса на этом далеко не заканчивается. Каждый шаг масона в храме, каждое слово ритуала несет в себе сокровенный смысл, который требует отдельной духовной работы. Мой небольшой реферат лишь позволяет начать обсуждение этой неисчерпаемой темы.


Литература.

1. Альберт Пайк. Мораль и догма.
2. Карл Х. Клауди. Книга ученика.
3. Губерт С. Бокс. Природа Франкмасонства.
4. Джон Д. Робинсон. Рожденные в крови.

Комментариев нет:

Отправить комментарий