понедельник, 21 июня 2010 г.

Происхождение современных масонских степеней и легенда о Хираме

Происхождение современных масонских степеней

В.С.В.А.В.

Происхождение современных масонских степеней и легенда о Хираме

Слово «традиция», лежащее в основе всей системы современного масонства, означает в буквальном переводе «устную передачу». Сама по себе масонская культура в основе своей имеет систему мифов, которые важны ничуть не менее, чем реальные исторические факты. В нашей системе все есть символ – и те ценности, которые являются основой искусства Каменщиков, важнее, чем слова и знаки, которыми эти ценности выражаются. Сама система постоянных трансмутаций – вплоть до сознательной смены слов и знаков на определенных этапах масонского пути – наглядно демонстрирует этот принцип.

При этом, чтобы сохранить суть неизменной, мы должны, насколько это возможно, поддерживать чистоту и неизменность системы как целостного организма, и для этого нам следует понимать, как сформировалось то, что мы называем масонством сегодня, где были истоки того Света, который мы получили, который мы несем и который мы должны передать в первозданной чистоте следующим поколениям.

Тот факт, что в основе нашего искусства лежит система мифов, повлиял и на сам подход к истории масонской системы. Конституции Андерсона стали основой того, что можно назвать «символической историей» масонства, где исторические факты служат канвой для мифов, а мифы организованы, чтобы придать смысл истории и создать в современности ту основу, на которой зиждется масонский эгрегор.

С конца XVIII до начала XX века, в связи с бурным развитием различных масонских систем во всем мире, эта «символическая история» постоянно обрастала новыми элементами, довольно часто не имеющими никакого отношения к реальной истории масонства. Многие из авторов этих новых мифов были людьми в масонстве достаточно авторитетными для того, чтобы их конструкции были приняты другими авторами как исторические факты, несмотря на мягко говоря вольное обращение первоисточников с историей.

Серьезные исторические исследования происхождения традиций современных вольных каменщиков начались относительно недавно. Концептуальный прорыв, произошедший в этой области в середине и конце ХХ века на основе более ранних работ, в частности таких исследователей, как Кнооп, Джонс и Хамер, поставили под сомнение теорию прямого перехода от оперативной системы к спекулятивной, развитую в работах таких классиков масонской мысли как Харри Карр.

В современном представлении о происхождении оперативного масонства как целостной системы, немалое место занимает хорошо документированная концепция генезиса спекулятивной масонской системы через серию заимствований, обобщенная в трудах Эрика Варда и развитая многими современными исследователями. К сожалению, немалая часть Братьев даже сейчас не имеет серьезного представления о результатах этих изысканий, по-прежнему черпая представления об истории масонства из трудов Рагона, Пайка или Генона, которые хотя и внесли громадный вклад в развитие масонства вообще, но уделяли при этом гораздо больше внимания концептуализации символической системы, чем реальным историческим фактам.

Если брать за основу существующие и проверенные исторические документы, то первая дата, начиная с которой можно говорить о системе, стоящей у истоков масонства современного – это начало XV века, когда появляются первые списки того, что известно как Old Charges (Древние Правила). Этот документ, систематизирующий чисто оперативную работу строителей, в то же время является первым, содержащим философские элементы в части, касающейся «символической истории» Братства.

К моменту публикации первых манускриптов, организация, для которой они давали формальную основу, существовала уже довольно долгое время – первые формальные упоминания о лондонской строительной Компании датируются 1356 годом. Как интересный факт, связанный с генезисом мифа, следует отметить, что легенды о том, что уже в то время в организации каменщиков существовало серьезное спекулятивное течение, может объясняться обычной трудностью перевода. Слово mistery, характеризующее Братство в исходных документах, в современном английском означает «таинство», в то время как в средние века оно означало просто «союз мастеров». От того же корня произошло всем известное современное слово mister.

На континенте первым историческим документом, свидетельствующим об организации, которая может рассматриваться как прототип Братства Каменщиков, может считаться Ратисбонский Устав 1459 года. Этот документ является еще более «оперативным», чем Древние Правила, и определяет исключительно основы практической деятельности строительных артелей. При этом философские элементы отнюдь не чужды континентальной архитектурной мысли – достаточно упомянуть работы Филибера Делорма, где в контексте послания к строителям 1567 года упоминаются даже египетские мистерии.

Говорить о начале введения в масонскую систему серьезных спекулятивных элементов можно начиная с 1598 года – в основном это касается Уставов Уильяма Шоу, в которых в частности упоминается «искусство памяти», ссылающееся на так называемые «эмблемы» - весьма популярные в то время в среде европейской аристократии иллюстрированные символические издания, содержащие в частности строительные символы как иллюстрацию философских концепций.

В XVII веке Ложи в Англии и в Шотландии начинают принимать в свои ряды не-оперативных членов – первые документированные упоминания об этом датируются 1634 годом. При этом надо отметить, что в это время прием в ложи людей, не связанных прямо со строительством, никак не влиял на структуру лож и их чисто оперативный характер.

К середине XVII века в оперативных Ложах наметился кризис, связанный с переходом строительства в англиканском контексте в основном на гражданскую архитектуру. Многие строительные артели остались без постоянной работы. При этом английское оперативное масонство обогатилось многими структурами и методами, принесенными континентальными строителями, работавшими на отстройке Лондона после Большого пожара.

Во второй половине века большинство сохранившихся Лож превратилсь в структуры взаимопомощи, сходные с современными сообществами взаимного страхования. Масонство перешло в социальную фазу, где большая часть работ стала застольной и где взаимная поддержка Братьев в Ложах вышла на первый план.

В этот период основой работ Лож становится применение строительной символики к моральным принципам. Это еще крайне далеко от философских дискуссий, из которых выросло собственно оперативное континентальное масонство XVIII века. Несмотря на это, между 1696 и 1717 годом мы можем констатировать, что те крайне немногочисленные Ложи, которые еще действовали в то время в Англии, уже не были оперативными – и большинство их членов не были профессиональными каменщиками.

Создание в 1717 году Великой Ложи Лондона, хотя и было событием крайне важным для зарождения современного масонства, не может при этом рассматриваться как момент зарождения масонства спекулятивного. Вероятнее всего, у четырех Лож-основательниц не было прямой связи с оперативными строительными артелями. Плюс к этому среди организаций, которые можно рассматривать как наследниц этой структуры, есть не только собственно масонские Ложи, но и социальные организации, такие как Friendly Society, трансформировавшиеся из структур взаимопомощи, к которым можно отнести большинство Лож первых лет XVIII века в то, что дало впоследствии начало современным профсоюзам.

Масонство того времени правильнее назвать социальным – это группы, собирающиеся вокруг общей трапезы для достаточно ограниченной ритуальной работы, касающейся в основном приемом новых членов Братства, а в остальное время обсуждающие общие вопросы, касающиеся в основном взаимопомощи и благотворительности.

Основой для создания того, что можно называть масонством спекулятивным, стал интерес к ранним масонским организациям аристократии, и особенно членов Royal Society, эквивалента Академии Наук. В настоящее время очень сложно точно датировать интеграцию лондонских философико-филантропических структур в масонство. Произошло это постепенно – между 1686 и 1723 годом. Этот процесс можно считать завершенным к 1738 году, моменту публикации второй версии конституций Андерсона, когда масонство окончательно приняло в себя спекулятивные структуры и стало быстро распространяться по Европе и за ее пределами как философская и моральная школа со своим особым путем.

В течение всего XVIII века внутренняя структура масонства претерпевает очень серьезные изменения. Прежде всего, это глубокая реструктуризация системы степеней (которые в русской терминологии под влиянием ДПШУ не совсем корректно называют градусами). Первые тексты, дающие документальное свидетельство существования степеней Ученика и Подмастерья датируются 1696 годом. До этого, начиная с середины XVII века, известны упоминания так называемого Mason’s Word, Слова Каменщика, которое передается либо в Ложе, либо по коммуникации и отличает полноправного Строителя от ученика.

Точное содержание двух степеней на данный момент неизвестно. По косвенным свидетельствам можно заключить, что посвящение ученика включало в себя знакомство с основными инструментами, расположением Ложи и символическим положением Ложи и Братьев по отношению к внешнему миру. С этой точки зрения можно сказать, что эта степень в общем достаточно близка к соответствующим степеням современных уставов Эмулейшн и Французского, при это сильно отличаясь от степени ученика ДПШУ практическим отсутствием архитектурных и философских элементов.

Вторая степень, Fellow-Craft, Компаньон Ремесла, дающая доступ к полноте посвящения и право быть избранным Мастером Ложи, судя по всему очень сильно отличалась от всех нынешних степеней. Она включала, кроме «архитектурных» элементов, характерных для современной степени Подмастерья, элементы, стимулирующие индивидуальную работу каждого. Эти элементы мы находим в современных степенях Мастера Марки, распространенных в Англии и постепенно проникающих в последние десятилетия на континент.

Начиная с 1710 года встречаются упоминания о так называемой Master’s Part – дополнении ко второй степени, дававшей Братьям дополнительный уровень посвящения. В отличие от степени Компаньона, присваивавшейся по решению советов Мастеров Лож, а позже – Великой Ложи, посвящение в Master’s Part оставлялось на усмотрение каждой из Лож и не давало никаких специальных прав для управления Ложей или дополнительных квалификаций для Стражей. Следует также отметить, что в десятых-двадцатых годах XVIII века это посвящение проходили очень немногие – отдельные манускрипты упоминают одного Брата из ста.

Точное содержание Master’s Part доподлинно неизвестно, но косвенные свидетельства, в частности упоминание в связи с этим посвящением слова, записанного как Maughbin, позволяет предположить, что современная степень Мастера, и в частности легенда о Хираме, берет начало именно оттуда. По меньшей мере, не существует других документальных свидетельств, позволяющих объяснить, что в документах 1730 года, всего через пять лет после того, как вторая степень масонства впервые названа степенью «Компаньона-Мастера», появляется отдельная легенда Мастера практически в том виде, в котором мы ее знаем сейчас.

Степень Мастера появилась в Европе в начале тридцатых годов XVIII века и получила там развитие, сильно отличающееся от того, что мы видим в Великобритании. В Англии и в Шотландии степень Мастера в общем сохранила свою целостность, дополнившись степенями Досточтимого, то есть бывшей степенью Мастера Ложи, и несколько позже системой Марки и Королевской Арки, включившей в себя изучение легенд, присутствующих в устной традиции каменщиков, но не связанных напрямую с хирамической системой.

В Европе же, где «социальная» фаза масонства практически не существовала, и где первые Ложи уже были «спекулятивными», возникла тенденция к иерархизации различных аспектов, связанных с легендой о строительстве Храма. Уже к середине XVIII века возникла степень «Шотландца». Эта степень, близкая к Королевской Арке, но включающая в себя и некоторые элементы хирамической легенды, не имеет судя по всему никакого прямого отношения к Шотландии. По меньшей мере, никаких свидетельств того, что в Шотландии когда-либо практиковались похожие степени, нет. Интересно также отметить, что англоязычные источники середины XVIII века ссылаются на эту степень как на степень «Ecossais», используя французское слово вместо английского – и прямо отрицают ее шотландское происхождение.

Достаточно быстро вокруг степени «Шотландца» возникают дополнительные степени, часть которых берет за основу элементы легенды Хирама, недостаточно развернутые в версии степени мастера, распространенной в то время в Европе. Возникает конгломерат родственных степеней, известных историкам масонства как система «древнего мастерства», в общем соответствующая полной британской степени Мастера.

В этой системе, которую по названию первой из известных «высших степеней», стали называть «шотландской», достаточно быстро выделились три основных группы. Первая, называемая «степенями кинжала» была связана с последствиями трагедии Хирама и темой взаимоотношений мести и правосудия. Вторая, собственно «шотландская», была связана с сохранением традиций и истинного Слова, а также с поддержанием организации в мире, где Храм разрушен и многие из основ миропорядка потеряны. Третья же часть развивала тему рыцарского достоинства тех, кто управляет Ложами и восстановления Храма – прежде всего в сердце каждого. Эта часть была прямо связана со степенью Досточтимого, которая сама по себе была одной из высших степеней системы.

В начале семидесятых годов XVIII века Великий Восток Франции начал работу по систематизации степеней «шотландской» системы, которых к тому времени существовало уже более трехсот. После почти десятилетия работы, степени были, в соответствии с вышеупомянутыми критериями, сведены в три Ордена – возникло то, что впоследствии оформилось во Французский Устав.

Примерно в то же время на оторванных от метрополии Антилльских островах – прежде всего на Гаити и Ямайке,- систематизация «шотландских степеней» пошла по несколько иному пути. Несколько активных Братьев, прежде всего Этьен Морен и Хенри Франкен, взяв за основу одну из существовавших в шестидесятых годах XVIII века иерархий высших степеней, реорганизовали Древнее Мастерство в систему из 33х «градусов», или ступеней, дополнив исходные степени Совершенствования дополнительными степенями, о которых будет сказано ниже. Эта система оформилась к началу XIX века в Древний и Принятый Шотландский Устав, быстро распространившийся сначала в Америке, а затем и в Европе, благодаря своей четкой внутренней иерархии.

Отдельно от степеней Древнего Мастерства следует отметить еще две стоящие несколько особняком системы. Первая из них – Rose-Croix, или Розенкрейцеры. Не вдаваясь здесь в подробности формирования этой степени, связанной одновременно с христианской тематикой и с группой философских систем и течений начала XVII века, отметим просто, что изначально эта степень существовала как «элитная» надстройка, в которую в каждой стране входило по одной-две Ложи, члены которых пользовались особыми привилегиями во всех других Ложах. В восьмидесятых годах XVIII века эта степень, вместе со связанными с ней дополнительными посвящениями, была интегрирована в систему регулярного Великого Востока как четвертый, высший, орден, завершающий масонское посвящение.

В ДПШУ интеграция розенкрейцерских степеней пошла по несколько другому пути. В пятидесятых годах XVIII века возникла и стала быстро развиваться система степеней «социальной» направленности, объединенная под общим названием «Кадош», или «Святители». Возникнув из группы «степеней кинжала», эта система вобрала в себя также некоторые рыцарские элементы и стала претендовать на особое место в масонской системе.

В восьмидесятых годах XVIII века, в систему Кадош была включена также тема наследия Рыцарей Храма и мести за гибель Жака де Моле. Тема переемственности между Темплиерами и масонством далеко выходит за рамки данной работы. Могу только порекомендовать заинтересованным Братьям труды Роберта Купера, архивиста Великой Ложи Шотландии, достаточно убедительно демонстрирующие несостоятельность этой гипотезы. Современники достаточно хорошо понимали искусственность включения этих нововведений в системы высших степеней, и реакция в Европе была достаточно жесткой – вплоть до запрещения работы всех степеней Кадош в некоторых юрисдикциях. Великий Восток Франции, пойдя по компромиссному пути, взял степени Кадош, очищенные от «темплиерских» нововведений, как основу для пятого, административно-академического Ордена своей системы степеней Мудрости.

Антилл же споры об этих степенях практически не коснулись – и после долгой работы по адаптации градусов к гармонии единой системы, Кадош был включен в систему ДПШУ как тридцатый градус – к тому времени розенкрейцерские степени уже были включены в систему как 18, 20 и 25 градусы.

Таким образом, к началу XIX века формирование различных систем, развившихся из некогда единой степени Мастера, практически завершилось. Эволюция продолжилась в англо-саксонской системе развитием заимствованной в Европе степени Рыцаря Храма. В европейских континентальных системах возникли или продолжили развитие еще несколько «экзотических» систем, но в целом современные масонские степени были уже сформированы в том виде, в котором мы их знаем сейчас.

Что же касается общего пути развития регулярного масонства – можно сказать, что спекулятивная и социальная тенденции пришли к равновесию – с преобладанием «философской» доминанты в континентальной Европе и «общественной» - в англо-саксонском мире. Что же до дальнейшей дороги – ее определяем в частности и мы с вами. Посему будем работать и усердствовать.

Н.-Ш. З.
Шамбери-Москва, ноябрь 2009

Комментариев нет:

Отправить комментарий