понедельник, 21 июня 2010 г.

Ландмарки Макея - Вольный Каменщик

Ландмарки Макея - Вольный Каменщик

Эти Ландмарки, составленные Альбертом Г. Макеем (Albert G. Maсkey), впервые опубликованы в Октябре 1858 в American Quarterly Review of Freemasonry, (vol. ii., p. 230.) и вошли в его книгу A Text Book of Masonic Jurisprudence (Учебник Масонского Права) [Robt Macoy, New York: 1859]. В сокращенном виде они есть в Encyclopedia of Freemasonry, Albert G. Mackey (Энциклопедия масонства).

Из предисловия к ландмаркам в Encyclopedia of Freemasonry, Albert G. Mackey: «В древние времена был такой обычай отмечать границы земельный участков каменными столбами, удаление которых злоумышленниками приводило к большой путанице и замешательству, поскольку люди не имели других способов, кроме этих столбов, обозначить пределы своей собственности. Поэтому их удаление рассматривалось как ужасное преступление. «Ты не должен», говорит закон Иудеев, «удалять Ландмарку соседа, которая была установлена давно в твоих владениях». Следовательно, специальные отличительные отметки, которыми мы отделены от мира профанов, и которыми мы способны обозначить наше наследие как Сыны Света, называются Ландмарками Ордена.

Ландмарки это Универсальный Язык и Универсальные Законы Масонства, они не есть местные церемонии, законы и обычаи, которые различаются в разных странах … Возможно, самый безопасный способ это выделить древние, а стало быть универсальные, обычаи Ордена .... Древнее происхождение [ландмарок] это существенный определяющий фактор.»


PDF-файл лежит здесь (100 KB).

Ландмарка 1. Ландмарка о средствах опознания есть из всех наиболее легитимная и бесспорная. Она не допускает изменений [вариаций], и если она когда-либо будет изменена или дополнена, ущерб от такого нарушения древних законов всегда даст о себе знать. {В трудах Масонского Конгресса в Париже обсуждалась возможность этого, и предлагалось заменить способы опознавания более универсальными, - такое предложение не является необходимостью, если целостность этой важной ландмарки строго сохраняется.}

Ландмарка 2. Эта ландмарка говорит о делении символического масонства на три степени, она соблюдалась лучше чем почти все остальные, хотя даже здесь вредный дух новшеств оставил свои следы, и из-за изъятий в заключительной части Третьей Степени, она стала не вполне универсальной, учитывая, что завершение учения Мастерской степени, и Королевская Арка Англии, Шотландии, Ирландии, и Америки, и «высшие степени» во Франции и Германии, все различаются в способах, которыми ведут неофита к вершине всего символического масонства. В 1813 Великая Ложа Англии выступила в защиту древней Ландмарки, торжественно провозгласив, что Древнее Масонство состоит из трех степеней: Ученика, Подмастерья, Мастера, включая Священную Королевскую Арку; но нарушение Ландмарки никогда не исправлялось, и хотя всеми признается ее целостность, она продолжает нарушаться.

Ландмарка 3. Ландмарка о Легенде третьей степени является важной и ее целостность хорошо сохраняется. Нет ни одного масонского устава, ни в одной стране или языке, где бы существенные элементы этой легенды не передавались. Ее изложение может отличаться, и оно меняется постоянно, но сама легенда остается той же; и нужно, чтобы так это и было, поскольку легенда о Строителе Храма составляет самую суть Масонства; если какой-либо устав ее исключит, или заметно изменит, с момента такого изменения или исключения он перестанет быть Масонским.

Ландмарка 4. Управление масонства председательствующем офицером, называемым Великим Мастером, который выбирается из числа братьев, есть четвертая ландмарка Ордена. Многие по недоразумению полагают, что выборы Великого Мастера должны быть следствием законов и регулирующих документов Великой Ложи. Однако это не так. Эта должность существует благодаря ландмаркам Ордена. Наличие Великого Мастера, или человека с эквивалентным по смыслу титулом, исполняющим его обязанности, встречается в масонских записях задолго до того, как появились Великие Ложи; и даже если существующая система управления Великой Ложей упраздняется, Великий Мастер все равно остается, эта должность необходима. Де-факто, хотя были периоды в масонской истории, и вплоть до совсем недавнего времени, когда не было Великой Ложи, но никогда не было так, чтобы у масонов не было Великого Мастера.

Ландмарка 5. Специальное право Великого Мастера руководить любым собранием братства, когда бы и где бы оно не происходило, есть пятая Ландмарка. Вследствие этого закона, вытекающего из древних обычаев, но не из специальных постановлений, Великий Мастер занимает место председателя, или как его называют в Англии, «Трон» на каждом собрании Великой Ложи; а также он уполномочен возглавлять собрание любой подчиненной Ложи, если случается так, что он на нем присутствует.

Ландмарка 6. Особое право Великого Мастера давать разрешение на возведение в степени до истечения срока [at irregular times] есть другая и очень важная Ландмарка. Законные постановления требует месяца, или другого определенного периода времени, которое должно пройти между представлением петиции кандидата и его принятием. Но Великий Мастер может опустить или отменить эту процедуру и разрешить инициацию кандидата сразу. Этим правом он владел (вообще говоря, со всеми другими Мастерами) еще до того, как требование о сроках и процедуре появилось в законных актах, акты и постановления не могут лишить Великого Мастера его права, оно по-прежнему за ним, хотя Мастера Лож более им не владеют.

Ландмарка 7. Особое право Великого Мастера давать разрешение на открытие и проведение работ Лож есть следующая ландмарка. В силу ее он может даровать достаточному числу Масонов право встречаться и возводить в степени. В таком случае ложи называются «Разрешенными ложами» [«Lodges under Dispensation»]. Они создаются строго Великим Мастером, его властью и авторитетом, существуют по его воле и усмотрению, и могут быть в любой момент распущены по его распоряжению. Они могут создаваться на день, месяц, или шесть месяцев; но какой бы период они не работали, своим существованием они обязаны влиянию [grace] Великого Мастера.

Ландмарка 8. Эта ландмарка тесно связана с предыдущей и говорит об исключительном праве Великого Мастера инициировать в масоны «сразу же» [без соблюдения обычной процедуры, to make masons at sight]. Есть множество недопониманий относительно этой ландмарки, иногда недопонимания приводили к отмене ее в юрисдикциях, где Великий Мастер, возможно в самое время и существенно, пользовался этим правом без малейших пояснений или совета [opposition]. Неверно предполагать, что Великий Мастер может отвести профана в отдельную комнату, и там, без всякой помощи, возвести его в масонские степени. Такого права нет, но многие думают, что это и есть содержание столь часто обсуждаемого «делания масона сразу же [at sight]». Действительный и единственный способ осуществления этого права таков: Великий Мастер призывает к себе в помощь не менее шести других масонов, открывает Ложу, и без предварительных процедур, только фактом наличия кандидата, возводит его в степени, а после распускает Ложу и отпускает братьев. Ложа, таким образом, созывается и открывается для особых целей и называется специальной Ложей. Это единственный путь, которым Великий Мастер может по праву «сделать масона сразу же». Это право прямо связано с другим правом даровать разрешение открывать и проводить работы Лож. Если Великий Мастер имеет власть даровать любому Масону привилегии возглавить Ложу, работающую по его разрешению, то он может отнести эту привилегию и к себе; и поскольку никто не может отрицать его право отозвать разрешение, дарованное братьям где-либо [at distance], и распустить Ложу по своему усмотрению, будет трудно спорить с тем, что он не может забрать свое разрешение для работ Ложи, которую он сам же и возглавлял, в течение дня, и распустить Ложу, как только цель, для которой она собиралась, была достигнута. Инициировать масонов без соблюдения процедуры возможно только, если степени даются Великим Мастером, сразу, в специальной Ложе, обусловлено его правом давать разрешение для таких целей, и тогда, когда он лично возглавляет эту Ложу.

Ландмарка 9. Другая ландмарка есть необходимость масонам собираться в ложах. Она не должна пониматься в том смысле, что древние Ландмарки указывают постоянную форму организации в виде подчиненных Лож, которая составляет одно из отличий Масонской системы сегодня, но ландмарки Ордена всегда предписывали Масонам собираться вместе время от времени для оперативных или спекулятивных трудов, и то, что такие собрания должны называться Ложами. Прежде это были импровизированные собрания для специальных целей, по завершении братья расходились, а после собирались снова в другом месте и в другое время по требованию обстоятельств. Но конституции [a warrant of constitution], регламенты [by-laws], постоянные офицеры и ежегодные взносы являются современными нововведениями вне Ландмарок, и основаны на специальных постановлениях недавнего времени.

Ландмарка 10. Ландмаркой является также то, что братья собираются в ложе, управляемой Мастером и двумя Стражами. Чтобы показать ее соответствие древним законам, можно заметить, что собрание Масонов под другим управлением, к примеру, президента и вице-президента, председателя и его помощника [subchairman], не может быть признано Ложей. Наличие Мастера и двух Стражей так же существенно для правильной организации Ложи, как конституции [a warrant of constitution] в наши дни. Названия должностей, конечно, различны в разных языках, к примеру, Мастер называется просто «Досточтимым» [«Venerable»], а стражи «Надзирателями» [«Surveillants»] во Французском Масонстве, но офицеры, их число, права и обязанности везде идентичны.

Ландмарка 11. Важной ландмаркой Ордена является то, что собрания каждой ложи должны быть должным образом покрыты, и пренебрегать ею нельзя. Необходимость такого закона вытекает из эзотерического характера масонства. Ворота тайной [закрытой] организации должны охраняться от вторжения профанов, и это правило Ордена должно быть в силе с самого начала. Данная ландмарка должна иметь свое место в числе наиболее древних ландмарок Ордена. Должность Привратника является вполне независимой от любых специальных постановлений Великих или обычных Лож, хотя они и могут возлагать на Привратника какие-либо дополнительные обязанности в зависимости от юрисдикции. Но обязанность охранять двери Ложи и охранять ложу от зевак [cowans] и наушников является древней и составляет Ландмарку [для управления масонством, дословно «for the government»].

Ландмарка 12. Говорит о праве каждого масона быть представленным на общих собраниях братства и давать инструкции своим представителям. Прежде такие общие собрания обычно созывались раз в год и назывались «Общими Ассамблеями», и все братья, даже самые молодые ученики могли на них присутствовать. Теперь они называются «Великими Ложами», и только Мастера и Стражи Лож приглашаются на них. Но они являются просто представителями членов своей ложи. Изначально каждый Масон представлял сам себя; сегодня же он представлен своими офицерами. Данное допущение было сделано братством около 1717 и, не затрагивая целостности данной ландмарки, сохраняет возможность представительства. Данное допущение было сделано в целях удобства.

Ландмарка 13. Говорит о Праве каждого масона апеллировать по поводу решения братьев его Ложи к Великой Ложе или Общей Масонской Ассамблее, эта ландмарка весьма существенна для сохранения справедливости и избежания случаев притеснения. Несколько новых Великих Лож, принявших в своих регулирующих документах, что решения их Лож об усыплении не может быть предметом апелляции, что нарушает эту бесспорную ландмарку и принципы справедливого управления.

Ландмарка 14. Право каждого масона посещать и присутствовать на заседаниях любой регулярной Ложи есть неоспоримая ландмарка Ордена. Она называется «правом посещений» или «визитаций». Право посещений всегда признается как неотъемлемое право, которым пользуется каждый масон, путешествующий по миру. И есть оно потому, что Ложи рассматриваются как части универсальной Масонской семьи. Это право может меняться в специальных случаях, вызванных особыми обстоятельствами; но отказ в допуске добропорядочному Масону [in good standing], который стучится в двери Ложи как посетитель, требует весьма весомых причин, объясняющих возможность отказать ему в праве, вытекающему из ландмарок Ордена.

Ландмарка 15. Эта ландмарка Ордена говорит о том, что никакой посетитель ложи, не известный присутствующим братьям или кому-нибудь из них как Масон, не может быть допущен в ложу без экзамена в соответствии с древними традициями. Конечно, если посетитель известен кому-либо из братьев как добропорядочный Масон [in good standing], и этот брат сможет за него поручиться, экзамен можно не проводить, так данная ландмарка касается только тех незнакомцев, которые не признаются масонами до строгого разбирательства, экзамена или наличия законно поступивших сведений о них.

Ландмарка 16. Никакая ложа не может вмешиваться в дела другой ложи, не может присваивать степени братьям другой ложи. Это без сомнения древняя ландмарка, основанная на великих принципах взаимной вежливости и братского отношения, и лежащая в основах нашего движения. Это неоднократно признавалось в постановлениях всех Великих Лож.

Ландмарка 17. Каждый масон подчиняется законам и правилам той юрисдикции, в которой он находится, хотя возможно он и не является членом какой-либо ложи. Отсутствие (членства) аффиляции в какой либо ложе, которое само по себе является масонским проступком, не освобождает масона от юрисдикции [необходимости следовать ее законам и правилам].

Ландмарка 18. Определенные требования к кандидатам на посвящение вытекают из ландмарок Ордена. Кандидат должен быть мужчиной, без увечий, свободнорожденным и зрелого возраста. То есть женщина, калека, или раб, или родившийся в рабстве, не могут быть допущены до инициации в масонстве. В масонских уставах время от времени эти принципы вводятся или объясняются; они действительно проистекают из природы масонского движения, его символического учения и всегда были ландмаркой.

Ландмарка 19. Вера в существование Бога, как Великого Архитектора Вселенной, одна из наиболее важных ландмарок Ордена. Существенным всегда считалось то, что отрицание существования Высшей и Управляющей Силы есть однозначная причина для отказа в инициации. В анналах [древних архивах] Ордена нет ни одного упоминания о том, что человек, известный как атеист, когда-либо становился масоном. Важные церемонии инициации первой степени запрещают и возможность столь чудовищных случаев.

Ландмарка 20. Дополнительно к ландмарке Ордена о вере в Бога, есть ландмарка о вере в возрождение к будущей жизни. Простой смысл, который за ней стоит, проходит красной нитью через весь символизм ордена, и значит она больше, чем слова, ее выражающие. Верить в масонство и не верить в возрождение есть абсурдная аномалия, которую можно оправдать лишь тем, что человек путает свою веру и скептицизм, не слишком разбирается в значении того и другого из-за отсутствия базовых знаний и их рациональной основы.

Ландмарка 21. Эта Ландмарка говорит о том, что Книга Закона должна быть неотъемлемой частью обстановки в каждой Ложе. Называю ее намеренно «Книга Закона», поскольку абсолютно не обязательно, чтобы везде она была Ветхим и Новым Заветами. Книга Закона эта такая книга, которая в зависимости от страны и религии, как верят, содержала бы проявленную волю Великого Архитектора Вселенной. Следовательно, во всех Ложах Христианских стран, Книга Закона состоит из Ветхого и Нового Заветов; в стране, где Иудаизм есть доминирующая религия, она есть один Ветхий Завет; и в Мусульманских странах, среди Масонов Мусульман она будет Кораном. Масонство не пытается вмешиваться в конкретные религиозные верования своих членов, за исключением того, что масонство связано с верой в Бога, и с тем, что из нее с необходимостью следует. Книга Закона для спекулятивного масона есть его Духовный Табель [Trestle-board]; без нее он не может работать; во что бы он не верил, проявленная воля Великого Архитектора составляет его Духовный Табель, она должна быть перед ним в часы его спекулятивных работ, быть правилом и руководством в его поведении. Ландмарка поэтому требует, что Книга Закона, некоторое религиозное Писание, как образец проявленной Божественной Воли, должна быть важной частью в обстановке каждой Ложи.

Ландмарка 22. Другой Ландмаркой Ордена является равенство всех Масонов. Равенство не имеет отношения к тому, чтобы нарушить существующие в обществе ранги и обычаи. Монарх, дворянин или джентльмен сохраняет все влияние и получает все почести, по праву причитающиеся его положению. Принцип Масонского равенства подразумевает, что, как дети одного Великого Отца, мы встречаемся в ложе по уровню [upon the level, на одном уровне] и на этом уровне мы все идем к одной предопределенной цели, что в ложе подлинные заслуги получают большее уважение, чем безграничное богатство, и что добродетели и знания есть основа всех Масонских почестей, что они отмечаются прежде всего. Когда труды Ложи закончены, а братья возвращаются снова к своей обычной жизни в мире, каждый снова занимает свое положение в обществе и пользуется всеми привилегиями своего положения, которые устои общества ему дают.

Ландмарка 23. Тайна организации это следующая и очень важная Ландмарка. Есть некоторая трудность в том, чтобы точно определить, что значит «тайное общество». Если эти слова понимать так, как это возможно следует из их логического значения, как сообщество, чьи замыслы скрыты от глаз публики, люди, которые в него входят, неизвестны и делают они свои дела во тьме, а все действия тщательно скрыты от пристального публичного внимания – такое определение подходит множеству политических клубов и революционных организаций в деспотических странах, где реформы, если они вообще возможны, должны делаться украдкой – тогда ясно, что Масонство не тайное общество. Его замыслы не только не только декларируются, но и преподносятся самими масонами как уважаемые; члены общества известны, а их принадлежность к масонству считается желанной честью; оно работает на результат, который можно показать, на гражданские добродетели, на улучшение характера. Но если под «тайным обществом» иметь в виду наиболее распространенное значение этого выражения, общество, которое обладает определенными знаниями, есть ли это способы опознания или легендарное и традиционное учение, которое передается только через установленные формы инициации, а сами эти формы скрыты или эзотеричны, тогда Масонство несомненно тайное общество в таком смысле. Такая форма тайны ему присуща изначально, от самого его основания, и охраняется древними Ландмарками. Если масонство лишить его тайного характера, то оно потеряет свою идентичность, перестанет быть Масонством. Поэтому, какие бы ни были возражения относительно тайны в масонстве, как бы не хотели некоторые слабые [unskillful] братья во времена трудностей, или ради целесообразности, лишить Масонство его тайного характера, это даже невозможно будет сделать, если Ландмарка будет стоять перед нами, как непреодолимое препятствие; потому, что такая перемена в характере Масонства будет его социальным самоубийством, и смерть Ордена последует за его легализованной открытостью. Масонство, как тайное сообщество, живет неизменным веками; как открытое оно бы не просуществовало столько лет.

Ландмарка 24. Основание Спекулятивного Учения на Оперативном Искусстве, использование символов, разъяснение смысла морального и нравственного [или духовного, дословно religious] учения в терминах этого искусства, составляют следующую Ландмарку Ордена. Храм Соломона это символическая колыбель движения, и, поэтому, ссылка на оперативное Масонство, которое воздвигло то великолепное здание, материалы и инструменты, которые использовались при его строительстве, к искусным строителям, кто возвел здание, все есть существенная часть Масонства, которая не может быть извлечена из него без полной потери всей идентичности Ордена. Следовательно, все сравнительно новые уставы в Масонстве, как бы они не отличались в другом, ревностно хранят историю Храма и эти оперативные элементы, как основу всех их модификаций Масонской системы.

Ландмарка 25. Последняя и венчающая Ландмарка говорит о том, что эти Ландмарки неизменны. Ничего из них не может быть опущено, ничего не может быть добавлено к ним, даже малейшая модификация их не может быть сделана. Поскольку они были получены от наших предшественников, мы связаны торжественным обязательством передать их нашим последователям. Ни на йоту, ни на чуточку эти неписанные законы не могут быть отменены; в отношении их мы не только хотим, но и вынуждены говорить языком старых и крепких английских баронов – «Nolumus leges mutari» [«Мы не вольны менять законы»].

Комментариев нет:

Отправить комментарий